Для борьбы с халатностью и традиционной российской привычкой «авось ничего не будет» законодатель предусмотрел действие ст. 267 УК РФ в случаях. Когда по недомыслию или элементарной небрежности действия какого-либо субъекта приводят к значительным поломкам и неисправностям транспора или путей сообщения, а иногда и к более трагическим последствиям. Порой в результате чьей-либо невнимательности и безответственности страдают и гибнут люди. Законодатель посчитал, что подобные случаи не должны остаться безнаказанными и определил санкции, ожидающие преступника, по чьей вине произошли разрушение средств транспорта и гибель людей.
Объект преступления
Статья, предусматривающая наказание за приведение в негодность транспорта или путей сообщения, предполагает, что объектом преступного деяния в данном случае становятся условия, когда безопасно могут эксплуатироваться:
- водный, наземный и подземный, воздушный транспорт;
- коммуникационные приспособления;
- участки дорожных сетей;
- сигнализационные устройства.
В качестве дополнительного объекта в некоторых ситуациях почти всегда выступает здоровье и жизнь людей.
Преступление, предусмотренное статьёй 267 уголовного российского кодекса, предполагает, что преступником каким-то образом будет испорчено транспортное имущество, дорожные ветки. В результате чего может быть нанесён урон человеческому здоровью, повлекший смерть людей.
Для вынесения обвинительного приговора именно по ст. 267 необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий, ставших результатом порчи имущества:
- причинён крупный ущерб;
- пострадало чьё-то физическое или психическое состояние;
- наступила смерть одного или нескольких лиц.
В комментариях к данной норме уголовного права отмечается, что законодатель в примечании к статье установил сумму ущерба, признанного особенно крупным – в более чем миллион российских рублей.
В зависимости от того, какое из условий присутствует, назначается и наказание:
- Штраф от ста до двухсот тысяч рублей либо в размере доходов виновного за период в 2 года предусмотрен при наличии первого или второго условия.
- А также при присутствии первых двух условий санкции могут быть в виде принудительных работ в течение 4 лет или лишения свободы на 4 года.
- Если погиб один человек, наказание выглядит как заключение на 8 лет.
- Когда же действия привели к гибели нескольких человек, то обвиняемому грозит осуждение на срок до десяти лет лишения свободы.
Подобным наказанием законодатель подчеркнул, что причинение вреда по неосторожности не может быть оправдано только тем, что обвиняемый субъект не хотел причинить вред кому-либо.
Состав преступления
Состав преступления, описанного в рассматриваемой статье, является материальным и ответственность по данной статье возлагается на лицо, если:
- По его вине произошло такое ухудшение эксплуатационных качеств транспортного средства или транспортных коммуникаций, при которых их дальнейшее использование невозможно, либо возможно, после дорогостоящего и трудоёмкого ремонта.
- В результате его действий были заблокированы пути сообщения, остановлено необходимое движение транспорта, что вызывает значительный финансовый ущерб.
Усугубляется вина субъекта тем, что в результате его действий пострадали и тем более погибли люди, нанесён значительный (более 1 млн рублей) ущерб.
В зависимости от того, какие последствия наступили, преступление по статье 267 может быть квалифицировано как:
- преступление средней тяжести;
- тяжкое преступление.
Согласно последней редакции УПК, все они подсудны районному суду, хотя ранее правонарушение, квалифицируемое по третье части 267 статьи, рассматривалось областным судом.
Разъяснения юристов
Комментарий к ст. 267 УК РФ традиционно содержит сведения о том, что понимается законодателем под используемыми терминами.
Однако сталкиваясь на практике с конкретным случаем из Уголовного кодекса, многие ищут консультации юриста о том, что именно имел в виду законодатель, говоря о следующих последствиях:
- «разрушении»;
- «повреждении»;
- «приведении в негодное состояние».
Первый термин предполагает, что вред, нанесённый имуществу, не допускает его дальнейшего использования, в силу того, что это сделать невозможно. Например, самолёт, упавший с огромной высоты, как правило, восстановлению уже не подлежит.
Когда доказано, что в результате некоего деяния имущество было повреждено, то предполагается, что его ещё можно будет эксплуатировать, но после несения значительных затрат на его восстановление.
Если транспортное средство возможно восстановить, но это будет нецелесообразным, с точки зрения экономики, подобный случай относится законодательством РФ к разрушению. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – это случаи, когда транспортное средство или дорожное полотно пострадало незначительно.
Восстановление целостности и возвращение в рабочее состояние вполне возможно. Преступлением же, соответствующим статье 267 УК, это деяние, а также как и перечисленные выше, становится в результате человеческих жертв или нанесения вреда здоровью людей.
Преступлением средней тяжести и тяжким преступлением все эти действия считаются из-за одного из трёх составляющих либо их совокупности:
- смерть человека;
- значительное ухудшение здоровья человека;
- ущерб крупного размера.
То есть, уголовно наказуемыми эти преступления становятся из-за их последствий.
При отсутствии перечисленных последствий приведение транспорта в негодность может быть рассмотрена в рамках административного правонарушения, например, по статье 7.17 КоАП РФ.
О неосторожности
Одним из важнейших факторов, характеризующих преступление по ст. 267 УК Российской Федерации, является «неосторожность». Дело в том, что обвиняемый по данной статье совершил деяния, повлёкшие к указанным ранее последствиям, не намеренно, у него не было злого умысла.
В уголовном законодательстве содержится разъяснение того, какие преступления следует считать совершёнными по неосторожности.
К ним УК относит действия вследствие легкомыслия или вследствие небрежности:
- В первом случае обвиняемый в преступлении знал о возможных последствиях, но надеялся «авось ничего не будет».
- Во втором случае преступник не знал, что могут быть жертвы, хотя при его должной внимательности и ответственности, пострадавших могло бы не быть.
Пример первого варианта может быть таким: перевозчик не сменил летние шины на зимние, хотя знал, что это может привести к серьёзной аварии. В результате ДТП транспортное средство пришло в негодность, пострадали люди.
Примером второго случая вполне может стать «Злоумышленник» А. П. Чехова, где герой откручивал гайки с железнодорожного полотна для использования в своих целях (изготовление грузила), и никак не мог понять, за что его обвиняют. Уложениями XIX века предусматривалось наказание за подобное преступление, а также как и в современной редакции законов.
Изменение условий жизни не принесло нового в эту часть законодательства в том плане, что подобные преступления совершаются и сегодня если не по незнанию, то по халатности.
Законодателем в статье 267 УК отмечено, что субъективной стороной данного преступления является неосторожность. Именно этот факт отличает данную разновидность преступления от других, схожих с ним.
Неосторожность отличает его от преступлений:
- диверсии (ст. 281 УК РФ);
- терроризма (ст. 205 УК РФ);
- вандализма (ст. 214 УК РФ);
- умышленного причинения вреда (ст. УК РФ);
- других преступлений.
Главное отличие в том, что перечисленные преступления – умышленные, а рассматриваемое – неумышленное.
Судебная практика показывает, что сегодня нередкими являются случаи причинения вреда по неосторожности, подобные деяния выделены в отдельную статью кодекса. Считается, что преступление удалось окончить, если нанесён вред здоровью или крупный материальный ущерб.