Источники уголовно – исполнительного права по сложившейся международной практике относятся к прерогативе высших эшелонов государственной власти.
Международное право задаёт самые общие направления пенитенциарной деятельности в мировом сообществе. Каждое государство вправе самостоятельно определять способ ратифицирования международных договоров: интегрировать их в собственную правовую систему напрямую или воплощать основные идеи во внутренних законах.
Понятие источников уголовно-исполнительного права
Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ регулирование в области охраны правопорядка и отправления правосудия осуществляется исключительно на федеральном уровне. Вследствие этого, источники законодательства и права часто ошибочно отождествляются. На деле, законы – центральный, но далеко не единственный источник норм.
Целеполагающая конкретность отрасли определяет специфику её актов:
- отправной точкой являются международные договоры;
- принимаются только на федеральном уровне. Иные уровни государственного управления из процесса издания и реализации этих норм исключены;
- регулируют воплощение карательной функции правосудия, приводя во исполнение все виды наказаний.
Источником УИП может выступать только официальный документ, направленный на практическую реализацию карательного механизма уголовной ответственности и устанавливающий основы обхождения с осуждёнными.
Нормы, регулирующие отношения в данном сегменте права, сконцентрированы в кодифицированном акте – УИК РФ. Меньшая часть находится в законах и подзаконных актах, по основной направленности принадлежащих к другим отраслям – гражданскому, уголовному или конституционному праву.
Система источников и их характеристика
Источники данного вида права России систематизированы в иерархическом порядке:
- Нормы международных договоров и соглашений. К самым известным относятся акты Организации Объединённых Наций. В случае правовой коллизии, международные нормы имеют приоритет над внутренними, что зафиксировано в ст. 3 УИК РФ.
- Конституция РФ – задаёт общие направления государственной карательной функции, даёт характеристику источников права, закрепляет гарантии соблюдения гражданских прав при реализации наказания.
- Законодательные акты (ФЗ и ФКЗ) – самый распространённый источник правовых норм. Единственным отраслевым законом является УИК РФ.
- Официальные документы высшего законодательного органа РФ. Кроме законов, Государственная дума и Совет Федерации принимают постановления, которыми решаются срочные задачи, например, вопросы финансирования учреждений ФСИН.
- Акты Президента и Правительства РФ. Являются подзаконными актами, осуществляющими общее регулирование деятельности пенитенциарной системы. Примером важности источника считаются амнистия и помилование, отнесённые к исключительным правомочиям Президента РФ.
- Ведомственные и межведомственные акты. Принимаются по вопросам текущей деятельности исправительных учреждений.
Среди теоретиков права бытует точка зрения о необходимости включения в число источников решений Верховного и Конституционного судов РФ. В качестве основания указывается функция высших судебных инстанций по толкованию норм права и контролю соответствия законов и подзаконных актов Конституции. Судебная практика, не являясь источником какого-либо права, вообще, имеет большое значение для формирования единообразия в понимании правовых норм судами всех уровней.
В целом понятие и виды источников права в самом общем понимании содержатся в Конституции России. Подробнее эти термины рассматриваются в комментариях УИК РФ и научных монографиях.
Организационно-структурное построение исправительных учреждений
Учреждения, приводящие наказание во исполнение, являются структурным элементом единой системы. Они непосредственно реализуют мероприятия, направленные на достижение целей применения наказания.
Исправительные учреждения по характеру воздействия на осуждённого преступника подразделяются на несколько видов:
- медицинские: лечебные учреждения закрытого типа, лечебно-профилактические учреждения;
- исправительные: тюрьмы, режимные колонии, колонии-поселения;
- воспитательные: исправительные центры, специализированные инспекции, арестные дома.
Внутреннее построение организационной структуры подобных заведений зависит от поставленных перед ними задач воздействия на осуждённых лиц.
Во главе находится начальник, осуществляющий общее руководство вверенным учреждением. На начальника возложена личная ответственность за обеспечение соблюдения законодательства РФ.
У начальника в зависимости от типа учреждения могут быть от двух до пяти заместителей по основным направлениям деятельности: по оперативной работе, по охране и надзору, по воспитательной работе, по производству, по тылу.
Заместители начальника курируют работу отделов: оперативный,кадровый, финансовый, интендантский, воспитательной работы со спецконтингентом, бытового обеспечения, организационно-аналитическая группа.
Непосредственно начальнику подчиняются специально организованные службы: дежурная, медицинская и военизированной пожарной охраны.