Комментарии к статье о превышении служебных полномочий

Превышение должностных полномочий

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с комментариями подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (495) 662-44-36
Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Должностные лица – кто они?

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

УК РФСамо понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Когда полномочия превышены

Превышение должностных полномочийПроцесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

Наказание за превышение

ШтрафПо статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Заявление в прокуратуру

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Заявление в прокуратуруУголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Различие злоупотребления и превышения

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Сотрудник полиции избивает женщину Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Судебная практика

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2018 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Вердикт судаСуд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.


Like this post? Please share to your friends:
Leave a Reply

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: