Нередко частные предприниматели и прочие юридические лица вынуждены сталкиваться с так называемым превышением должностных полномочий органов налоговой инспекции. Например, ИФНС может без оснований предписывать штрафы и платежи, либо же не предоставлять полную информацию о действующих налоговых ставках. Все это относится к типичным нарушениям прав граждан-налогоплательщиков. Что же делать, если Вы не согласны с органами налоговой инспекции?
Как правильно подать в суд на ИФНС
Для того, чтобы защитить свои права, можно обращаться с жалобой на ее действие либо же бездействие, в том числе в высшие и судебные инстанции, даже несмотря на то, что предписания налоговой службы изменить крайне сложно. Тем не менее закон предусматривает право налогоплательщика на обжалование решения ИФНС.
В каких случаях можно обратиться с жалобой на службу ИФНС в суд? Естественно, когда есть основание о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их превышение. Все эти обязанности и полномочия предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны:
- Обеспечить полностью правовое исполнение законодательства о сборах налогов с граждан;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Осуществлять контроль исполнения законодательства о сборах и налогообложении;
- Вести учёт частных предпринимателей, а также учреждений и физических лиц;
- Обеспечивать свободное и беcплатное оповещение граждан-налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Предоставить гражданам принятые формы налоговых деклараций, а также все необходимые разъяснения образа и порядка их заполнения;
- Регулярно предоставлять гражданам справки и все необходимые документы о налоговых расчётах, пенях и сборах, а также штрафных санкциях и процентных ставках;
- Предоставление подтверждающих справок налогоплательщикам о соблюдении их обязанностей по уплате налогов, разнообразных сборов, штрафных санкций, процентных ставках и пени;
- Представлять частным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Осуществлять выдачу налогоплательщикам копий свидетельств предписаний, принятых органами налоговой инспекции в отношении граждан.
Любое несоблюдение вышеописанных обязанностей налоговой инспекции является непосредственным основанием для жалобы в соответствующие вышестоящие органы.
Каков порядок правильного обращения
Существует определённый пошаговый алгоритм, которого необходимо придерживаться:
Подготовка досудебной жалобы
(На территории РФ действует специальный досудебный порядок решения споров).
В этом документе нужно описать следующее:
- Название и адрес органа налоговой службы, на который подаётся жалоба;
- Информация об истце (Фамилия, имя, отчество, место проживания, способ удалённой связи);
- Основание жалобы с описанием всех обстоятельств, послуживших причинойдля её подачи;
- Суть требований;
- Способ информирования налогоплательщика о вынесенном решении по жалобе(бумажный носитель, на электронную почту, посредством сообщения в личный кабинет на интернет-портале налоговой ИФНС);
- Перечень дополнительных документов, обосновывающих предъявляемую жалобу;
- Указание даты составления заявления-жалобы.
Обращение в налоговую службу
Необходимо оставить жалобу непосредственно в налоговом органе, действия которого необходимо обжаловать. Сделать это можно любым способом, удобным налогоплательщику:
- Лично – через официальную канцелярию налогового органа;
- По почте заказным письмом со списком всех прилагаемых документов;
- Электронным сообщением через личный кабинет налогоплательщика.
Ожидание ответа от органа налоговой службы.
Рассмотрение жалобы выносится вышестоящим налоговым органом в течение месяца с момента получения исковой жалобы. В случае, если налогоплательщик не принимает решение, то у него есть полное право продолжить рассмотрение жалобы в судебном порядке.
Подготовка искового заявления
Как и любое другой иск, исковое заявление с жалобой на налоговую инспекцию должен быть подготовлен в соответствии с условиями, установленными ст. 131 ГПК РФ.
Единой формы с оставления иска не существует, так как каждый случай особенный и нуждается в индивидуальном подходе. Для составления грамотного заявления в соответствии с конкретной жалобой необходимо обратиться к квалифицированному юристу.
Обращение в суд
Согласно общим требованиям, заявление-иск подается в отделение районного суда по месту расположения налоговой инспекции. Уведомление о дате и времени заседания поступает в течение 5 дней со дня поступления заявления.
Кто имеет право подавать жалобу
Любой гражданин-налогоплательщик, имеющий претензии к осуществлению полномочий и обязанностей налоговой службой, обладает правом обжалования решений и предписаний налоговой инспекции, а также действий или бездействия уполномоченных лиц, в том случае, если они такие являются свидетельством о нарушении прав гражданина.
При этом право обжалования осуществляется налогоплательщиком через жалобу в письменном виде в налоговую службу или же путём обращения в судебный орган с исковым заявлением.