Термином «стадии уголовного процесса» в теории и практике криминального права принято обозначать комплекс независимых и одновременно тесно увязанных между собой ступеней уголовного производства. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает строгий порядок действий органов охраны правопорядка и судебных инстанций. Каждая процедура регламентируется соответствующими нормами закона.
Признаки и система стадий уголовного процесса
Российское уголовное производство, построенное на фундаменте советского процессуального права, базируется на последовательности этапов. Деятельность отдельно взятых субъектов процесса (следствия, обвинения, суда) характеризуется индивидуальным порядком, процедурной формой и завершается самостоятельным решением (документом).
Все стадии уголовного дела обладают общими признаками:
- необходимость решения конкретной задачи;
- специфический состав участников;
- определённая форма;
- итоговый процессуальный документ.
Систему процессуальных стадий, объединённых правовыми принципами и задачами, образуют девять этапов. Шесть этапов обычного производства являются основными, остальные три считаются экстраординарными (их ещё называют исключительными).
Кратко единую систему стадий можно характеризовать следующим планом:
- Возбуждение производства.
- Предварительное расследование.
- Подготовка дела к судебному разбирательству.
- Судебное следствие.
- Апелляционное судебное производство.
- Исполнение судебного акта.
- Кассационное рассмотрение.
- Надзорное рассмотрение.
- Возобновление дела по новым факторам.
Стадии следуют друг за другом в строгой очерёдности. Завершение одной из них не вызывает приостановления уголовного производства.
Пункт 56 статьи 5 УПК РФ определяет уголовное судопроизводство как совокупность досудебного и судебного этапов. На начальных этапах центральное место занимает деятельность следователя или дознавателя, которые собирают доказательства и формируют обвинение. Судебная стадия осуществляется судьями различных инстанций.
Структура досудебного производства
Досудебному производству посвящена вторая часть Уголовно-процессуального кодекса РФ. Досудебные стадии (уголовного процесса) необходимы для проверки информации о факте преступного деяния и проведения работы по доказыванию вины (невиновности) привлекаемого лица.
Первым непременным этапом деятельности правоохранительных органов является возбуждение производства по противоправному эпизоду.
Сущность стадии возбуждения дела заключается в следующем:
- обнаружение событий, содержащих признаки подготовки или совершения преступления;
- установление юридических оснований для принятия процессуального решения;
- устранение лишних ступеней производства (например, при упрощённой форме дознания).
На первом этапе дознаватель или следователь принимает и проверяет полученную информацию. На принятие решения по сообщению законодатель отводит срок в 72 часа с момента его регистрации. В чрезвычайных ситуациях согласно УПК РФ это срок продляется до тридцати суток.
Немаловажное значение первой стадии уголовного процесса по УПК РФ по мнению научных консультантов заключается в проблеме соблюдения конституционных прав граждан.
По итогам проверки составляется документ о начале деятельности о привлечении лиц к уголовной ответственности (или об отказе при недостатке признаков, подпадающих под действие особенной части Уголовного кодекса РФ).
Следующим шагом на пути к судебному разбирательству является предварительное следствие. Должностные лица проводят мероприятия, направленные на установление события нарушения, выявление участников преступного эпизода и сбор доказательств их виновности.
Особенность этапа расследования состоит в предварительности его выводов. Собранная информация требуется для представления в суд и последующего судебного следствия.
Срок проведения предварительного расследования составляет два месяца от даты возбуждения производства по факту, имеющему признаки преступления. Период следствия при необходимости продляется до трёх месяцев.
Второй (окончательный) досудебный этап завершается процессуальными документами:
- Обвинительное заключение (обвинительный акт).
- Постановление о прекращении производства.
- Ходатайство о назначении судом медицинских мер воздействия (принудительное курсовое лечение).
Результаты работы должностных лиц правоохранительных структур имеют огромное значение для дальнейшего производства по факту преступного события. От качества выполненных мероприятий во многом зависит справедливость наказания, которое суд назначит обвиняемому.
Судебное разбирательство
Со стадии (уголовного судопроизводства) подготовки начинается разбирательство в суде. Этот этап отличается контрольными функциями. Закон наделяет судью полномочиями единолично определить, все ли процессуальные условия соблюдены на предыдущей стадии производства.
Служитель Фемиды проверяет законность обвинения, предъявленного участнику преступного эпизода. Тщательной проверке подвергается полнота проведённого расследования. В случае небрежного оформления материалы уголовного дела возвращаются прокурору или в следственный орган.
Подготовительный этап имеет две разновидности: общая процедура подготовки и предварительное заседание. Второй вариант регламентируется статьёй 254 УПК РФ. Предварительное слушание назначается на основании ходатайства сторон или по инициативе суда в строго определённых случаях.
Результатом подготовительного этапа является:
- назначение судебного заседания;
- возврат в органы прокуратуры;
- передача по подсудности;
- прекращение производства.
Судебное следствие является основной частью слушаний в суде первой инстанции. Председательствующий выслушивает стороны обвинения и защиты, даёт оценку представленным ими сравнительным доказательствам.
Разбирательство в суде представлено определённой последовательностью действий:
- Выступление сторон по очерёдности (государственный обвинитель, подсудимый, адвокат).
- Изучение материалов.
- Допрос участников процесса (потерпевших, свидетелей, эксперта, следователя).
- Судебные прения (краткое выступление основных субъектов).
- Последнее слово подсудимого.
Приговор выступает логическим завершением самой объёмной стадии уголовного процесса.
Апелляционное рассмотрение
Если стороны не удовлетворены результатом рассмотрения материалов преступного эпизода или размером и характером назначенного наказания, они вправе выполнить обжалование приговора.
Отличительным свойством этапа апелляционного производства является то, что вышестоящая инстанция не проводит судебное следствие, когда поступает жалоба от осужденного (представление прокурора). На этой стадии проверяется правильность решения нижестоящего суда на основе одних материалов дела.
Важный нюанс ступени апелляции указывает на то, что суд второй инстанции не должен выходить за рамки требований, изложенных в ходатайстве. То есть вышестоящий судья не обладает полномочиями запрашивать дополнительные материалы и проводить иные следственные действия.
Результат рассмотрения апелляционной жалобы (представления) может иметь следующие формы:
- судебный акт остаётся без изменения;
- приговор отменяется;
- изменяется размер или характер назначенного наказания.
Апелляционное постановление вступает в законную силу сразу после его вынесения.
Исключительные стадии
Исключительными этапы уголовного судопроизводства названы, так как при этом допускается особая (исключительная) процедура проверки судебных актов. Особенность заключается в том, что приговоры (постановления) судов, дошедшие до исключительной стадии, вступили в законную силу, осужденные отбывают назначенное наказание.
Рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях носит контрольный характер.
Содержание экстраординарных стадий уголовного процесса включает:
- Устранение ошибки, допущенной судами.
- Контроль соблюдения законности и обоснованности вступившего в силу акта суда.
В 90 случаях из 100 уголовное производство завершается стадией исполнения приговора каждый год. Функция исполнения наказания относится законодателем к специальным органам, входящим в структуру исправительных учреждений.
Классификация стадий производства по уголовным делам имеет практическое значение, являясь определённым алгоритмом детализации действий судебных инстанций и органов охраны правопорядка. Возможность контроля любой степени соблюдения закона придаёт импульс развитию правового государства в нашей стране.