Ст. 290 УК РФ призвана наказывать муниципальных и иных служащих, которые разводят в связи с замещением должностей мздоимство. Обязанность сотрудников правоохранительных органов заключается в том, чтобы защитить граждан от рассматриваемых посягательств. Общие правила указывают на то, что о получении взятки может сообщаться как письменно, так и в устной форме.
Характеристика
Статья 290 УК РФ получение взятки предусматривает наказание для лиц, занимающих ту или иную должность. Взяточник может занимать как государственную должность в нашей стране, так законодатель указывает и на возможность применение рассматриваемой нормы к иностранным должностным лицам. Арестовывать можно будет по указанной норме и должностных лиц, трудоустроенных в публичных организациях, имеющих международный характер.
Статья 290 по УК РФ предусматривает личное получение финансов виновным, также есть возможность использовать услуги посредника.
Выбирать содержание взятки можно из нескольких предметов, в том числе, это:
- финансовые средства;
- бумаги, относительно которых установлена определённая ценность;
- выполнение определённого рода услуг, в частности, это может быть арендный договор и прочие права;
- правомочия, имеющие имущественный характер.
Аналогичными положениями рассматривается ситуация, когда за совершение того или иного действий, направленного на благо дающего деньги, совершаются действия лицом, имеющим возможность воздействовать на иных лиц в силу занимаемого положения по службе. Приравнивается сюда общее попустительство, а также покровительство, связанное с интересами служебного характера.
Взятка 290 статья УК указывает на возможность применения к виновному наказания, представленного в виде штрафной санкции. Размер её равен до 1 миллиона. Валюта в данной ситуации выражается в рублях. Исходить судебный орган может и из дохода виновного. Учитывается сколько в руб человек получает за период, равный двум годам. Амнистия применяется к рассматриваемому составу достаточно редко.
Сумма штрафа в последней редакции уголовного закона по республикам и прочим субъектам может состоять из размера взятки, который помножен на 10 или 15. В качестве дополнительной меры воздействия рассматривается ограничение права относительно занятия той или иной должности, деятельностью. Данная санкция согласно разъяснениям применяется в виновному на срок до трёх лет. Применимы к нарушителю работы исправительного характера. Срок прописан от года до двух.
Применяться могут и работы принудительного воздействия. Устанавливаются они согласно пункту первому – на пять лет. Если имеет место сговор или другое обстоятельство, направленное на отягощение ответственности – виновного лишают свободы. Срок прописан как три года максимальный.
Скачать с сайте Верховного суда можно различные примеры практики. Как аргумент рассматривается ситуация, когда госслужащий или иное лицо получает денежные средства или иной предмет взятки в значительном размере. Закон указывает, что согласно журналу данное действие должно наказываться штрафной санкцией. Её размер равняется до 200 тысяч рублей. Если исходить из размера дохода виновного, то учитывается период, равный от полугода до двух лет.
Сумма взятки может быть помножена от 30 до 60 раз, чтобы иметь возможность рассчитать размер штрафа. Как дополнительное воздействие на виновного используется лишение правомочий относительно занятия той или иной деятельности или должности. Срок законодателем определён в три года. Данная группа посягательств согласно докладам также предусматривает применение лишение виновных лиц свободы. Срок определяется в шесть лет. Это максимальное значение. То есть более указанного значения мера быть не может.
Исправительные меры воздействия применяются и к тем лицам, которые в силу своего занимаемого положения взяли на себя обязательства по выполнению действий, противоречащих законодательным положениям. Квалификация предусматривает исполнение действий как в активной, так и в пассивной форме.
Получение взятки будет грозить виновному на госслужбе и прочим лицам штрафом. Его размер варьируется от 500 тысяч до двух миллионов рублей. Кроме того, для расчёта используется сумма дохода правонарушителя. Срок прописан в законе как от полугода до 24 месяцев. Глава указывает на то, что сумма взятки помножается на число в промежутке от 40 до 70. Дополнительно к виновным применимо лишение правомочий относительно занятия той или иной деятельность или должность. Данный запрет действует в течение пятилетнего периода.
Статья взятка УК РФ указывает на возможность лишения виновного свободы. Срок законодателем закреплён как пятилетний. Некоторые виновные указывают на то, что единственный плюс в данной мере – не нужно искать себе жильё. Это относится к ситуации, когда у правонарушителя имеются проблемы с проживанием.
Рассматриваемые положения в КоАП не отражены. Квалифицированный состав предусматривается как совершение посягательства лицом, занимающим должность в государственном или муниципальном органе. Коррупционер или их компания в этом случае наказываются в виде штрафной санкции. Размер отражён в законе от 1 до трёх миллионов. Расчёт проводится исходя из дохода виновного за период от года до трёх. Наказываться может и штрафом, рассчитанным из суммы взятки, помноженной от 60 до 80.
Магарыч или иной министр может лишаться правомочий относительно занятия той или иной должности или деятельности. Если кратко, ничество допускает применение лишения свободы виновного на срок до семи лет.
Состав носит материальный характер, так как требуется наступления определённых последствий в его результате. В частности, к квалифицирующим признакам законодатель относит ситуацию совершения противоправного посягательства компанией, имеющей между собой предварительную договорённость относительно данного посягательства. Согласно отзывам особенностью считывает и то, что виновный вымогал взятку, либо сумма характеризуется посредством крупного размера.
Закон предусматривает, что к виновному применяется штрафная санкция, размер которой равен от двух до 4 миллионов. Стоит объяснять, что прежний и настоящий кодекс допускает расчёт штрафа исходя из суммы дохода виновного. Период прописан от двух до 4 лет. Правые положения указывают на возможность использовать суммы взятки как основания для начисления штрафа. Указанное значение умножается на число, отражённое в периоде от 70 до 90. Небольшое дополнительное наказание проявляется в ограничении правомочий относительно занятия должности или деятельностью.
Низко поступившие лица наказываются лишением свободы. Данная мера применяется к ним на семь лет. Пятый пункт утрачивает силу в связи с внесёнными в законодательные акты коррективами. Подследственность отнесена к органам МВД. Ещё один квалифицирующий признак – совершение посягательства в особо крупном размере. Этот низкий и организованный состав наказывается штрафом. Его сумма равняется от трёх до 5 миллионов. Правоприменитель может использовать доход виновного за три или пять лет как основание для расчёта штрафа. Также основанием выступает размер взятки, который умножается от 80 до 100.
Плюс к тому, что виновный будет платить штраф предусматривается возможность применения ограничение правомочий относительно занятия должности или деятельностью. Попадать сюда же будет лишение свободы от 8 до 15 лет. Оценка платы взятки рассматривается в примечании к рассматриваемой норме. Законодатель закрепил, что значительный размер равен 25 тысячам рублей. Подкуп к крупном размере подразумевает под собой то, что виновный будет получать взятку, равную 150 тысячам, особо крупный – превышает миллион рублей.
Комментарии
Победа многих лиц на выборных должностях и начало выполнения тех или иных полномочий связывается с тем, какую помощь служащий оказал тому или иному лицу, имеющему вес в данной системе.
В качестве предмета рассматриваемого состава выступают:
- Денежные средства. Они могут выражаться в любой валюте, в зависимости от того, какая договорённость достигнута сторонами.
- Бумаги, обладающие ценностью.
- Прочие услуги и правомочия, которые переходят получателю взятки.
Последний пункт понимается как занижение стоимости имущества, которое передаётся в качестве взятки. В данном случае можно привести пример – снижение стоимости на путёвки за границу и прочие блага, которые лицо предоставляет.
Также преступник может требовать передачи имущественных прав. Тогда передаётся возможность распоряжаться, пользовать или владеть тем или иным имуществом, которое принадлежит человеку. Как пример подобного права – собственность. Применение услуг нематериального характера не рассматривается как взятка. Проступок в этом случае не носит уголовного характера.
Служащий, совершающий рассматриваемое деяние, выполняет объективную сторону состава, которая состоит в получении предмета взятки. Сколько получит чиновник – отражается на квалификации. Служебный интерес не учитывается при получении взятки. Указывается, что получаться взятка должна не только в физическом смысле. То есть речь идёт про то, что виновное лицо взяло в руки деньги, убрало в кошелёк или совершило подобные действия. Помимо этого требуется, чтобы виновный согласился на передачу.
Как получение взятки на практике рассматривают ситуацию, когда имущественные выгоды предоставляются для лиц, состоящих в родстве с взяткополучателем. При этом требуется установить, что он дал своё согласие на выполнение такого действия и обещал взамен выполнить определённые действия в пользу того человека, который такие блага предоставил.
Стоит обратить внимание, что достаточно широко на практике применяется завуалированная форма получения взятки. Примером выступает заключение соглашения о купле-продаже, погашение долгов и прочие отношения. Также это может быть мнимый выигрыш. Оконченным состав считают с того момента, когда уполномоченное лицо получило финансовые средства. При этом оконченное деяние будет и в случае получения части средств.
Когда передача денег не состоялась в силу обстоятельств, которые не зависят от воли виновного – оценка данным действиям даётся как покушение на взятку. Допускается получение средств как лично чиновником, так и с помощью посредника. Последний считается таковым, когда передаётся взятка в интересах третьего лица.
Предусматривается получение взятки за деятельность в активной или пассивной форме. При этом полномочия относятся к кругу полномочий лица, берущего взятку. Также полномочия могут не входить в круг обязанностей лица, то есть виновный совершает действия, которые в полной мере противоречат законодательству. Сюда же относится общее попустительство или покровительство, которое допускается по службе.
В качестве субъекта рассматривается лицо, которое занимает определённую должность. Также это может быть человек, которые не занимает должность, прямо связанную с выполнением того или иного действия, но имеющее возможность воздействовать на компетентное лицо с целью реализации такой деятельности. Использоваться с такой целью может авторитет занимаемой должности, нахождение в состоянии подчинении. Когда используются отношения, относящиеся к группе личных – это не может рассматриваться как использование служебного положения, которое занимает лицо.
Когда речь заходит про общее покровительство или попустительство, то стоит сказать, что таковыми признаётся деятельность, которая специально не обсуждается, однако, участники отношений понимают что они должны совершить. В частности, покровитель выполняет активные действия, к которым относится проявление внимания и заботы, помощь в решении тех или иных вопросов и прочее. В свою очередь попустительство характеризуется посредством того, что человек не вмешается в деятельность сотрудника, даже несмотря на незаконность такой деятельности.
Нюансы
В практической деятельности требуется устанавливать отличия рассматриваемого состава посягательства от получения подарка. В законодательных актах, посредством которых осуществляется регулирование отношений, связанных с государственной службой, устанавливается запрет на получение вознаграждения за выполнение тех или иных действий, входящих в круг полномочий чиновника.
Когда происходит разграничение между подарками и взяткой – нужно сказать, что первое не предполагает оказание встречного блага.
Это говорит о том, что:
- служащий получает подарок не в силу занимаемой должности, а в качестве знака проявления заботы и внимания, благодарность;
- принимающий не выполняет встречных действий в интересах дарящего;
- подарок не связан с исполнением обязанностей по службе.
В связи с вышеуказанным стоит сказать, что разграничение проводится между взяткой и подарком не по признаку стоимости вещи, а по тем положениям, согласно которым он дарится или принимается. Говоря о субъективной стороне противоправного посягательства, стоит указать про прямой умысел. Это говорит о том, что лицо, получающее взятку желает её получить и понимает что получает мзду.
Рассматриваемый состав предусматривает наличие специального субъекта. По этим понимается лицо, наделённое признаками. К ним относится занятие определённой должности в том или ином органе. В законодательстве нет оговорок относительно возрастной категории или прочих признаков субъекта. Понятие должностного лица даётся в статье 285 УК.
При рассмотрении нормы особое внимание обращается на то, что может возникнуть ситуация, когда лицо получает блага, в том числе финансы, за те действия, которые по факту им не могут быть выполнены. Данное действие в практической деятельности получает оценку согласно положений статьи 159 УК.
Оценивая квалифицированные разновидности данного состава, нужно сказать, что группа лиц имеет место в том случае, когда в компанию входит два и более человека. При этом между ними существует предварительная договорённость, которая касается совершения посягательства. Важным моментом выступает то, что оба лица должны обладать дееспособностью, в противном случае они не могут составлять полноценную группу. Если виновный получает несколько вознаграждений – оценка даётся согласно совокупности составов.
Среди примеров судебной практики относительно рассматриваемой категории дел можно выделить следующие громкие дела: в 2016 году Улюкаев А. обвинён в получении взятки. Размер составил 2 миллиона долларов. Данная сумма чиновником получена за то, что ведомство, которым он руководил, дало положительную оценку “Роснефти”. Подобное действие с точки зрения уголовного закона оценивается как взятка в особо крупном размере. Максимальная мера воздействия – 15 лет лишения свободы.
Также можно привести пример министр дорожного хозяйства и его заместитель, ведущие деятельность в одном из регионов в 2015 году заключены под стражу в связи с получением взятки. Сумма её составила 2,9 миллионов рублей. Получали денежные средства чиновники за то, что покрывали выявленные нарушения в работе фирм, проводящих ремонтные работы на дорогах. Максимальная мера для них – 15 лет в виде лишения свободы.