Предварительное расследование преступлений является центральным видом работы ФОИВ с потерпевшими сторонами с целью гарантирования сохранения, поддержания и восстановления, закреплённых законодательно прав и свобод людей, которые были нарушены в результате совершенного преступления, регламентированный УПК вид работы специальных субъектов ФОИВ, заключающаяся в сборе информационной базы путём осуществления различных процессуальных действий, преследующая цель воссоздания полноценной картины и установления субъектов преступных деяний и обуславливания наступления правовых последствий в итоге судопроизводства и законного разбирательства.
Правовой статус предварительного расследования
Законом определены три формы проведения предварительного расследования – дознание, предварительное следствие и дознание в сокращённой форме. Данное деление осуществляется для равномерного распределения нагрузки по лицам с разной степенью компетентности по должностям и территориальному размещению, с целью рационального осуществления должностных обязанностей и восстановления справедливости.
Три формы расследования:
- Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
- Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
- Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.
Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.
Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.
Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:
- на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
- дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
- дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.
Основания деления подследственности
Для рационализации имеющихся у государства временных и материальных ресурсов законодательно определён порядок расследования дел по подследственности, что является важным аспектом для результатов расследования.
Легальных определений законодательство не даёт, однако учёные-юристы, на основе свойств и особенностей, присутствующих в законодательстве, дают разъяснение этого понятия. Подследственностью является объединение юридических свойств уголовного дела, которые позволят обозначить орган, в дальнейшем проводящий расследование преступления. Однако не стоит путать это понятие с подведомственностью, т.к. это гражданско-правовое понятие.
Определяют несколько видов подследственности:
- Родовая подследственность – компетенция службы/министерства/организации расследования в соответствии со степенью общественной опасности совершённого деяния. Т.е. если совершён террористический акт, то и расследование будет проводить не дознаватель МВД, а следователь ФСБ ввиду специфической компетентности и полномочий лиц этой службы.
- Территориальная подследственность – распределение юрисдикции расследования в одном органе, но по территориальному показателю. Например, происшествие произошло в Железнодорожном районе г. Энска, но выявило его МВД РФ по Северному району данного города. Соответственно, уголовное дело будет возбуждено МВД РФ в Северном районе и передано в ведение Железнодорожного района, ввиду требований законодательства. Этому виду подследственности определена конкретная статья (152 УПК РФ), в ней содержатся все сведения необходимые с целью определения органа, который будет проводить расследование. Там же закреплено, где станет производиться работа в случае, если место начала и окончания преступного деяния оказались различными (в месте окончания преступного деяния, следовательно, состав будет подсуден суду отвечающему за место проведения расследований), в ситуации, осуществления множества противоправных деяний (по месту осуществления большего их количества или самого тяжкого из их числа). Также статья имеет утверждение, согласно которому проведение расследования реально и в иных местах, отходя от содержания предыдущих пунктов в статье, если это будет удобно для органов расследование (например, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей).
- Персональная подследственность – ещё один вид, дающий возможность определить организацию расследования исходя из статуса субъекта преступного деяния или потерпевшего.
Законодательство содержит ряд субъектов – военнослужащие, сотрудники ОВД и другие лица, деяния проведённые которыми, или в отношении которых, будут расследоваться Следственным Комитетом РФ без привязки к конкретным составам УК РФ, определённым законом.
Компетенция органов, ведущих расследование
Для использования законодательства в юридической деятельности рекомендуется применять СПС Консультант или Гарант, которые позволяют получать нормативно-правовую базу в последней редакции в доступной форме.
В соответствии со ст. 151 УПК предварительное следствие производят:
- следователи Следственного Комитета РФ – должностные лица, которым в соответствии со ст. 151 УПК РФ доверены к расследованию наиболее ответственные и тяжёлые составы преступлений против жизни и здоровья – 105-110.2 (составы которые в основных своих последствиях содержат смерть лица в разделе против жизни и здоровья, т.е. от убийства до организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства), 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть лица), 120 (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации). В разделе против свободы, чести и достоинства личности СК РФ подследственны составы ст. 126-128 (Похищение человека, Незаконное лишение свободы, Торговля людьми, Использование рабского труда, Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях). Далее в компетенцию СК РФ входит расследование 18 (Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) и 19 (Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина) глав УК РФ. Также СК РФ подследственны преступления 151.2 (, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185 – 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198-199.4, 200.4, 200.5, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 – 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 – 212.1, 215, 215.1, 216 – 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.2, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 – 282.3, 284.1, 285 – 291.1, 292 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.10-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 – 354.1 (почти все преступления против военной службы (кроме 331 ст.) и часть составов против мира и безопасности человечества) и 356 – 361 УК РФ, а также любые преступления совершённые лицами из 477 статьи УПК или преступления, совершённые в отношении них, в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, а также тяжкие и особо тяжкие преступления совершённые несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних;
- следователям ФСБ подконтрольно расследование преступлений связанных с обеспечением государственной и общественной безопасности, а также преступления, несущие в себе обширные последствия для населения или государства, предусмотренных статьями 189 (незаконный экспорт сырья или оказание услуг/работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, 200.1 частью второй, 205-205.5 (преступления террористической направленности), 208 (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211(угон судна воздушного или водного транспорта), 215.4 частью второй пунктом “б”, 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 – 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, а также некоторые преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные составами 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- следователям ОВД к расследованию достались составы, которые не были затронуты двумя предыдущими категориями следователей (более 170 составов);
В составах присутствует определённое соотношение в разделении юрисдикции на примерно равное количество расследуемых преступлений.
В соответствии со ст. 151 УПК предварительное следствие производят:
- дознаватели ОВД проводят предварительное расследование по более чем 135 составам преступлений, предусмотренных УК РФ и указанных в ст. 150 УПК РФ;
- дознаватели пограничных органов ФСБ осуществляют предварительное расследование по таким составам, как 253 и 256 статьи УК РФ (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов соответственно), 1 и 2 части ст. 322 УК РФ – незаконное пресечение государственной границы РФ и ч. 1 ст. 323 УК РФ – противоправное изменение госграницы РФ;
- дознаватели ФССП производят дознание по сугубо профильным составам преступлений, предусмотренным такими составами УК РФ, как ст. 157 Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, ст. 177 Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ч. 1 ст. 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, ст. 297 Неуважение к суду, ч. 1 ст. 311 Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, ст. 312 Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, ст. 315 Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта;
- дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы расследуют составы, предусмотренные ст. 168 Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ч.1 ст. 219 Нарушение требований пожарной безопасности, ч. 1 и 2 ст. 261 Уничтожение или повреждение лесных насаждений, что имеет немаловажное значение для обеспечения безопасности данной сферы;
- дознаватели таможенных органов РФ осуществляют предварительное расследование по подсудным им составам, как ч. 1 и 2 ст. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица и ст. 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
В ч. 5 ст. 151 указывается альтернативная подследственность – в нескольких составах УК РФ реально проведение следствия органами, выявившими это преступление, что, однако, не исключает возможность передачи дела ответственным государственным организациям.
Ещё состав закрепляет положение о том, что в случае появления споров о подследственности уголовного дела, то все вопросы касаемо её определения разрешает прокурор. Также компетенцией прокуратуры является определение юрисдикции при соединении нескольких дел, если они подследственны разным органам, но с соблюдением норм, определённых в ст. 151 УПК РФ подследственность, что не является редким явлением и требует от прокурора знание уголовно-процессуального законодательства, как таблицы умножения.