Постоянно поступающие к интернет-пользователям предложения от онлайн-казино и других ресурсов, предлагающих быстро выиграть деньги, свидетельствуют о том, что незаконная игорная деятельность УК РФ не обошла и интернет-просторы. Стремительное развитие новых технологий дало возможность вести бизнес не только привычными способами, но и на виртуальных площадках, а используют их не только для законных целей.. Определения и ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр закреплены в редакции ст. 171-2 УК РФ. Она же и определяет состав преступления.
Основное определение
К категории азартных игр, находящихся вне закона, относят договорные отношения, заключённые в устной и письменной форме.Отношения устанавливаются между контрагентами и организатором, который устанавливает собственные правила взаимоотношений, с целью собственного обогащения.
Игровым оборудованием называют электронные или иные приспособления, предметы мебели, применяемые для организации незаконных игр, в том числе:
- столы различного назначения (рулетка, покер и прочее);
- компьютеры с предустановленным программным обеспечением для организации процесса;
- специальные автоматы;
- прочее.
Участки территории России, где разрешают организовывать и проводить мероприятия, связанные азартными предприятиями, называют игорной зоной.Понятия средства телекоммуникации, а также их сети определены решениями соответствующих ведомств страны.
Разрешение на данный вид деятельности представляет собой решение ответственных органов власти о предоставлении возможности осуществлять азартные игры в игровой зоне.
Требования закона
Незаконная организация и проведение азартных игр, подпадающие под положение статьи 171-2 УК РФ, учитывает следующие обстоятельства:
- Деятельность организуется за пределами игорных зон.
- Используется специальное оборудование, позволяющие использовать возможности интернета или подвижных систем связи.
- Соответствующее разрешение предпринимателями не получено.
- Самостоятельные действия предпринимателя.
- Участвовало несколько персон (по сговору или устойчивой организацией).
- Организатор использовал служебное положение.
- Получена крупная прибыль (доход более полутора миллионов) или особо крупная (превышающая сумму шести миллионов).
Меру ответственности определяет суд в зависимости от тяжести нанесённого финансового ущерба и объективных обстоятельств незаконной игорной деятельности.
Если предприниматель осуществлял игорную деятельность, УК РФ предусматривает зависимо от конкретных обстоятельств следующие наказание:
- штрафные санкции, суммой до полумиллиона рублей;
- штраф в виде суммарного дохода от получения оплаты труда или иных полученных средств течением последних трёх лет до осуждения;
- от 180 до 200-от часов обязательной трудовой деятельности в пользу государства;
- четырёхлетнее ограничение свободы;
- заключение на двухлетний срок.
Следует отметить, что если игорное предприятие организовано за пределами игровой зоны юридическим лицом, то в соответствии с КоАП, сторона обвинения вправе требовать штраф до миллиона рублей с изъятием оборудования.
При получении крупного дохода или наличии соучастников преступления, организация игорного бизнеса УК РФ судебный приговор может ограничиться:
- штрафными мерами в объеме до одного миллиона рублей или дохода (суммы оплаты труда) за последний пятилетний срок;
- содержанием в специальных учреждениях до четырехлетнего срока, с одновременными штрафными санкциями размером до полумиллиона рублей или суммарного дохода за трехлетний срок до осуждения;
- только лишение свободы на указанный срок.
В остальных случаях при незаконной игорной деятельности штрафы предусматриваются до 1,5 миллиона рублей или размером пятилетнего заработка до осуждения, а также со штрафом (без последнего) и шестилетнее содержание в специальных учреждениях. Бывшим должностным лицам могут запретить занимать руководящие должности и выполнять обязанности в определённых сферах предпринимательства на пятилетний срок.
Теневая сторона
Незаконный игорный бизнес сегодня – преступная структура, прилагающая максимальные усилия для сокрытия своей деятельности от правоохранительных органов. Одним из вариантов представлены попытки маскировки их под лотереи.
Они действительно имеют внешнюю схожесть, но отличны по следующим критериям:
- Призовые фонды лотереи формируются до начала розыгрыша денежных призов, а азартной игре – непосредственными участниками в ходе игры.
- При проведении лотереи организовывается выпуск специальных билетов, имеющих картинку или логотип организатора. Они могут быть действительны год и более длительный срок. Распространение осуществляется через официальные точки продаж: магазины, банковские структуры, газетные киоски и действия прозрачны для контролирующих органов.В то же время при незаконных азартных играх вносятся наличные деньги непосредственно в кассы или участникам игры. Контроль и защита гражданских прав представляется затруднительной.
- При выигрыше лотерейного билета гражданин имеет возможность гарантировано получить сумму в определенных организаторами официальных и безопасных местах.
Нелегальные заведения выдают выигрыш на месте. Гарантировать безопасность «счастливчика», выдачу денежных средств или неправомерные действия невозможно.
Профилактика
Комментарии к пленуму ВС содержат информацию о том, что действия предпринимателей, создающих условия для организации незаконного игорного бизнеса, рассматриваются не только как совершающих экономические преступления, нарушающие Уголовный кодекс, но и как угрожающие нравственному уровню общества.
Доказано отрицательное воздействие на психику большой части населения, принимающие периодическое или регулярное участие в незаконной игре. Это научный факт. В связи с этим курсовое жёсткое предупреждение нарушений в этой сфере правильно. Справедливо и суждение о том, что ответственность по выявлению незаконных игорных предприятий возлагается не только на фискальные органы, но и на обычных граждан.
Представляется целесообразным населению информировать органы полиции, прокуратуру о выявленных местах организации незаконного бизнеса.
Сообщение должно содержать следующие сведения:
- общую информацию о расположении объекта;
- режим работы, порядок пропускного режима;
- о лицах, работающих в таких предприятиях по найму;
- о лицах, являющихся постоянными клиентами игорного заведения;
- о владельце, его транспортном средстве;
- прочую значимую информацию (сведения о помещении, часто стоящие транспортные средства).
Практика показывает, что в отдельных случаях наблюдается сращивание интересов отдельных представителей власти и владельцев игорного бизнеса. В связи с этим информация может быть представлена анонимно.
Вместе с тем, если от игорного бизнеса пострадали интересы близкого человека или собственные, то такой доклад будет оправданным.