Экологические преступления – важная, современная проблема государстваи когда дело касается применения наказания в отношении порчи (деградации) земли, должна применяться такая правовая норма, как ст. 254 УК РФ.Задача правовой нормы – обеспечение охраны земельного ресурса, предотвращение порчи земельного фонда, снижения его качества из-за нарушения правил хозяйствования, небезопасной эксплуатации. Данный ресурс необходим для решения задач любой отрасли хозяйства, является средством производства и национальным достоянием страны.
Особенности применения ст. 254 УК РФ
Касательно сложившейся ситуации с состоянием земель в Российской Федерации можно прийти к неутешительным выводам: государственный ресурс бездарно и стремительно теряет свою ценность, порча земли становится проблемой национального масштаба. Более того, применение правовых норм недостаточно для решения вопроса, уголовная ответственность за порчу земли применяется крайне редко.
Краткий обзор ситуации на сегодняшний день: приблизительно 15% площади государства загрязнены настолько, что представляют опасность для жизни и здоровья людей.Около 40% населения живут в районах с неблагополучной экологической средой.Объем затрат на охрану окружающей среды с 2003 года вырос приблизительно в пять раз (по данным Росстата).
Главным вопросом является то, насколько эффективно законодательство справляется с предотвращением такого рода правонарушений, какие «подводные камни» встречаются при использовании существующих законов.
Для грамотного правоприменения необходимо учитывать различные правовые акты и нормативы, устанавливающие требования к максимально допустимому содержанию вредных веществ, правила их эксплуатации.
Удобрения – вещества, созданные для подпитки растений, служащие для увеличения роста урожайности. Под ядохимикатами подразумеваются пестициды, химические вещества, служащие для истребления вредных насекомых, борьбы с заболеваниями растений, сорняками, вредителями.
Остальные опасные вещества подлежат государственной регистрации, включающей в себя:
- наличие информации об их производстве;
- описание применения;
- указаниеноменклатуры;
- описание свойств и поведенческиххарактеристик.
Если загрязнение произошло разновидностями веществ, не попадающими под определения и нормы (например, нефтепродукты), то применить наказаниепо ст.254 невозможно.
Внимательно следует отнестись к реализацииданной нормы вотношении использования пестицидов, так какправонарушениепопадает и под нормыАдминистративного кодекса. Деяние можно классифицировать по ч.2 ст.247 УК РФ, что осложняет применение ст.254: совершено одно правонарушение, а значит наказание возможно только по одной из норм, под которое оно попадает.
В связи с этим правоприменители часто сталкиваются с проблемой квалификации и конкуренции правовых норм, характерных для главы, посвящённой экологическим преступлениям.
Применяя ту или иную статью, эксперты руководствуются правилом: «Если правонарушение попадает под действие общей (например, ст.247) нормы и специальной (ст.254) нормы, то применяется специальная».
По поводу применения отталкиваются от полученных последствий: если при правонарушении был причинен вред здоровью людей или окружающей среде, то оно квалифицируется по ст.254.Также ведутся дискуссии по поводу того, что является объектом правонарушения.
Выделяют три мнения по этому вопросу:
- экологическая безопасность земли;
- общественные отношения, которые относятся к сфере охраны и рационального использования земли;
- земля – компонент экосистемы.
Что касается субъекта: это граждане, достигнувшие 16-летия, нарушившие правила реализации прописанных в правовой норме видов деятельности, если при этом были выявлены указанные в законе последствия нарушения.
Если говорить конкретнее, то такое правонарушение может быть допущено работниками складов, на которых хранятся опасные вещества, транспортных компаний, осуществляющими их перевозку, сельхозработниками, частными лицами (фермерами).
Независимо от вида деятельности, профессиональной подготовки, информированности о правилах работы с указанными веществами, все граждане, имеющие дело с веществами, определёнными в законе, являются субъектами правонарушения, так как должны соблюдать установленные стандарты и правила.
Важный момент: если проведение хозяйственных мероприятий, связанных с опасными веществами, было порученогражданину, не обладающему соответствующими навыками, опытом, профессионализмом и квалификацией, который не мог знать о наступлении вредных последствий, то ответственность несёт лицо, поручившее ему данную работу.
Проблема использования ст. 254
Эксперты отмечают узость применения данной статьи по следующим критериям:
- не охватывает все виды взаимодействия и деятельности по отношению к вредным веществам, речь идёт только о хранении, правилах транспортировкии использовании;
- подразумевает охрану только части природного ресурса – почвы;
- указан довольно узкий круг вероятных источников воздействия на окружающую среду.
Если брать применение статьи в части наказания, то оно представляет из себя штрафные санкции (200 тыс. рублей, доход или з/п за 18 месяцев), устанавливаетотъем права заниматься определённой деятельностью, работать в конкретной должности на 2 или 3 года, привлечение к исправительным работам до2 лет.
Рассматривая практику применения, можно выявить следующее:
- Глобальное загрязнение объекта – почвы,производится, как правило, такими структурами и предприятиями, для которых не составляет труда выплатить сумму в 200 тысяч, соответственно штрафные санкции не предотвратят ущерб, наносимый почве.
- Отъём права занимать должность, относится только к людям, занимающимся деятельностью в рамках государственных/муниципальных структур, а значит, ответственность по данной статье ненаступает в случае, когда гражданин должности не занимает.
По комментарию экспертов, состав преступления не включает в себя степени причинения вреда здоровью людей как умышленно, так и по неосторожности. Соответственно, наказание имеет незначительную степень в сравнении с характером и наносимой опасностью обществу, а значит ужесточение наказания- необходимая мера.
Статистика
Из статистики (довольно скудной) хорошо прослеживается низкая эффективность нормы вынесения обвинительных приговоров,то есть сложилось критическое положение в ситуации с охраной земли.
Причинами кризиса являются не только недостаточное обеспечение контроля по исполнению закона правоохранительными органами, но и несовершенство законодательства.
Это связано с неактуальностью многих правовых норм, отсутствием отработанного механизма их реализации в действительности, наличие законодательных актов, противоречащих друг другу, негативными изменениями в структуре природоохранных органов. Возможно законодателю следует обратиться к зарубежному опыту защиты окружающей среды и внести поправки согласно уже успешно реализуемым правовым нормам.