Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.
Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.
Содержание статьи
Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.
В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:
- Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
- Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
- Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
- Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
- Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.
Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.
Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:
- поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
- решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
- получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
- получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
- запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
- проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
- организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.
Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.
Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:
- отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
- прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
- обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
- поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.
Обстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).
В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.
Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.
Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.
Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:
- 3 дня – общая продолжительность;
- 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
- 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.
Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.
Отдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.
Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:
- Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
- Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.
Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.
Основной алгоритм проверки
Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:
- федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом МВД РФ от 29.08.2014 г. № 736;
- законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-I и соответствующей инструкции, утверждённой приказом Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250;
- федеральном законе «О ФСБ» от 03.04.1995 № 40-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205.
Приём – осуществляемые представителями правомочных органов государственной власти действия по принятию, смысловому восприятию и документальной фиксации начальной информации о конкретном уголовно наказуемом деянии или деяниях.
Обращение гражданина не должно содержать каких-либо оценочных суждений, предположений о должном поведении того или иного человека. Его содержание должно свидетельствовать о конкретном событии или поведенческом акте, которые могут быть определены как криминал.
Фиксация находит своё выражение в документировании.
В зависимости от источника поступающая информация может оформляться:
- Протоколом устного заявления;
- Протоколом явки с повинной;
- Рапортом об обнаружении признаков преступления.
Заявитель или злоумышленник, явившийся с повинной, вправе составить обращение собственноручно. Нарушением это не будет при условии соблюдения требований, предъявляемых законом.
Задокументированное сообщение передаётся дежурному по территориальному подразделению органа, принявшего информацию, который производит его регистрацию.
Регистрация – оформление необходимых записей в учётную документацию (книги, журналы), сопровождаемое присвоением сообщению индивидуального регистрационного номера.
После этого, как правило, заполняется бланк отрывного свидетельства, подтверждающего факт приёма сообщения от источника: отрывная часть передаётся гражданину –источнику сообщения, а дублирующий «корешок» хранится вместе с учётной книгой или журналом. Затем лицо, которому поручена проверка, приступает к непосредственному её проведению.
Проверка – спланированный комплекс мер, осуществляемых в целях решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков криминального деликта и выбора способа реализации собранной информации.
В большинстве случаев предварительная проверка начальной информации о преступных деяниях производится дежурными следственно-оперативными группами местных подразделений полиции и следственного комитета, в состав которых входят:
- сотрудник следственного аппарата или подразделения дознания;
- оперуполномоченный;
- участковый уполномоченный;
- специалист-криминалист;
- специалист судебно-медицинского экспертного подразделения – при необходимости.
Если это целесообразно, также могут привлекаться специалисты кинологических подразделений, дополнительные силы и средства (сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних и др.).
На месте события группой производятся:
- осмотр интересуемого места происшествия; опросы лиц, которые могут располагать необходимыми фактическими данными;
- мероприятия по установлению причастных лиц, свидетелей;
- другие действия по фиксированию обстановки происшедшего и обнаруженных доказательств.
Окончив сбор данных на месте события, для соблюдения сроков возбуждения уголовного дела руководитель группы (следователь или дознаватель) составляет отношения о проведении криминалистических и других видов исследований, направляет вызываемые сложившейся ситуацией запросы, проводит другие мероприятия, направленные на сбор проверочного материала в полном объёме.
Признав собранные в результате проверочных мероприятий фактические данные достоверными и достаточными, проверяющий субъект решает вопрос об инициировании уголовного преследования.
Судебная практика
Случаи рассмотрения судебной инстанцией апелляций и жалоб на проверочную деятельность органов государственной власти нередки, а судебная практика по этим вопросам весьма обширна и многообразна.
В качестве примеров приведём два казуса, характеризующие наиболее часто возникающие вопросы и проблемы:
- Б. направил в ОВД М-кого района письмо, содержащее сведения о совершении в отношении его имущества действий, подпадающих под признаки преступления, квалифицируемого по ст. 160 УК РФ. Для разрешения по существу обращение было поручено оперуполномоченному ОБЭП территориального отдела полиции С-му. Оперуполномоченный С-й продолжительное время проводил мероприятия по проверке информации, неоднократно отказывал в возбуждении уголовного дела, допускал волокиту и иные нарушения закона.Пользуясь правом, предоставленным ст. 125 УПК РФ, Б. обратился в суд с жалобой на недопустимое отношение к возложенным обязанностям со стороны С-кого и начальника территориального отдела полиции И. в части мотивированного и справедливого разрешения заявления Б., соблюдения установленных законом сроков проверки.В ходе рассмотрения жалобы М-кий районный суд признал бездействие оперуполномоченного С-кого и его руководителя И. неправомерным и нарушающим конституционное право Б. на судебную защиту его прав и интересов.
- Ж. направил руководителю Л-кого МСО СУ СК России Ю. письменное обращение с заявлением о преступлениях, совершённых судьями Л-кого районного суда при разрешении гражданского дела, в котором он участвовал. В своём обращении Ж. указал, что он не согласен с судебным решением, считает его предвзятым и не соответствующим закону. Ю. отказал в регистрации обращения и проведении процессуальной проверки, ссылаясь на ведомственную инструкцию № 72 от 11.10.2012 года, предписывающую исключать факты проверочных мероприятий по сообщениям, в которых высказываются предположения о правосудности судебных решений. Об отказе в приёме сообщения и причинах отказа Ю. письменно уведомил Ж. Считая отказ в приёме его сообщения неправомерным, Ж. обратился в суд с жалобой на бездействие Ю. Судом жалоба была оставлена без удовлетворения.
Анализ и обобщение судебной практики, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка и сроков рассмотрения поступающих обращений по фактам преступлений, имеют важное значение. На их основе аналитическими подразделениями правоохранительных органов устанавливаются наиболее распространённые причины допускаемых нарушений и принимаются меры к устранению таковых.
Пример из жизни
В отдел полиции г. Е-ка обратилась гражданка Л. с заявлением о том, что в период ЧЧ-ДД-ММ-ГГ из дворовой постройки, расположенной на территории её земельного участка, неизвестные лица совершили кражу принадлежащего ей телевизора марки «Samsung» стоимостью 6000 рублей.Заявление было принято и зарегистрировано оперативным дежурным в Книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях. Талон, подтверждающий факт приёма обращения, оперативным дежурным был вручён Л. под роспись.
К месту предполагаемого правонарушения была направлена группа сотрудников: следователь, оперуполномоченный, специалист-криминалист.
Следователем были проведены и организованы следующие мероприятия:
- осмотр места происшествия с участием специалиста-криминалиста и понятых, в ходе которого зафиксированы следы проникновения в дворовую постройку и окружающая обстановка, изъяты вещественные доказательства;
- письменный опрос потерпевшей Л. с уточнением имеющих значение обстоятельств;
- истребовано документальное подтверждение факта владения Л. телевизором марки «Samsung» и его стоимость;
- составлено поручение органу дознания (оперуполномоченному) о проведении мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к краже, и возможных свидетелей происшедшего.
Оперуполномоченным на основании поручения следователя произведены: опрос возможных свидетелей и очевидцев (проживающих по соседству лиц), оперативно-розыскные мероприятия по установлению причастных лиц, которые положительного результата не дали.
По окончании проверочных мероприятий группа вернулась в расположение отдела полиции, где следователем было принято решение обинициировании в отношении неизвестного лица уголовного преследования за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.