Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Ст 144 УПК РФ

Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.

Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.

Многоканальная бесплатная горячая линия
Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (495) 662-44-36
Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Содержание статьи

Статья 144 УПК РФ

Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.

В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:

  1. Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
  2. Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
  3. Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
  4. Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
  5. Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.

Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.

Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:

Следствие

  • поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
  • решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
  • получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
  • запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
  • проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
  • организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.

Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.

Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:

  • отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
  • прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
  • обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
  • поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.

УПК РФОбстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).

В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.

Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.

Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.

Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:

  • 3 дня – общая продолжительность;
  • 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
  • 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.

Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.

Заявление в полициюОтдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.

Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:

  1. Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
  2. Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.

Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.

Основной алгоритм проверки

Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:

  • федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом МВД РФ от 29.08.2014 г. № 736;
  • законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-I и соответствующей инструкции, утверждённой приказом Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250;
  • федеральном законе «О ФСБ» от 03.04.1995 № 40-ФЗ и соответствующей инструкции, утверждённой приказом ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205.

Уголовное делоПриём – осуществляемые представителями правомочных органов государственной власти действия по принятию, смысловому восприятию и документальной фиксации начальной информации о конкретном уголовно наказуемом деянии или деяниях.

Обращение гражданина не должно содержать каких-либо оценочных суждений, предположений о должном поведении того или иного человека. Его содержание должно свидетельствовать о конкретном событии или поведенческом акте, которые могут быть определены как криминал.

Фиксация находит своё выражение в документировании.

В зависимости от источника поступающая информация может оформляться:

  1. Протоколом устного заявления;
  2. Протоколом явки с повинной;
  3. Рапортом об обнаружении признаков преступления.

Заявитель или злоумышленник, явившийся с повинной, вправе составить обращение собственноручно. Нарушением это не будет при условии соблюдения требований, предъявляемых законом.

Задокументированное сообщение передаётся дежурному по территориальному подразделению органа, принявшего информацию, который производит его регистрацию.

Регистрация – оформление необходимых записей в учётную документацию (книги, журналы), сопровождаемое присвоением сообщению индивидуального регистрационного номера.

После этого, как правило, заполняется бланк отрывного свидетельства, подтверждающего факт приёма сообщения от источника: отрывная часть передаётся гражданину –источнику сообщения, а дублирующий «корешок» хранится вместе с учётной книгой или журналом. Затем лицо, которому поручена проверка, приступает к непосредственному её проведению.

РасследованиеПроверка – спланированный комплекс мер, осуществляемых в целях решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков криминального деликта и выбора способа реализации собранной информации.

В большинстве случаев предварительная проверка начальной информации о преступных деяниях производится дежурными следственно-оперативными группами местных подразделений полиции и следственного комитета, в состав которых входят:

  • сотрудник следственного аппарата или подразделения дознания;
  • оперуполномоченный;
  • участковый уполномоченный;
  • специалист-криминалист;
  • специалист судебно-медицинского экспертного подразделения – при необходимости.

Если это целесообразно, также могут привлекаться специалисты кинологических подразделений, дополнительные силы и средства (сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, подразделений по делам несовершеннолетних и др.).

На месте события группой производятся:

  • осмотр интересуемого места происшествия; опросы лиц, которые могут располагать необходимыми фактическими данными;
  • мероприятия по установлению причастных лиц, свидетелей;
  • другие действия по фиксированию обстановки происшедшего и обнаруженных доказательств.

Окончив сбор данных на месте события, для соблюдения сроков возбуждения уголовного дела руководитель группы (следователь или дознаватель) составляет отношения о проведении криминалистических и других видов исследований, направляет вызываемые сложившейся ситуацией запросы, проводит другие мероприятия, направленные на сбор проверочного материала в полном объёме.

Признав собранные в результате проверочных мероприятий фактические данные достоверными и достаточными, проверяющий субъект решает вопрос об инициировании уголовного преследования.

Судебная практика

Судебная практикаСлучаи рассмотрения судебной инстанцией апелляций и жалоб на проверочную деятельность органов государственной власти нередки, а судебная практика по этим вопросам весьма обширна и многообразна.

В качестве примеров приведём два казуса, характеризующие наиболее часто возникающие вопросы и проблемы:

  1. Б. направил в ОВД М-кого района письмо, содержащее сведения о совершении в отношении его имущества действий, подпадающих под признаки преступления, квалифицируемого по ст. 160 УК РФ. Для разрешения по существу обращение было поручено оперуполномоченному ОБЭП территориального отдела полиции С-му. Оперуполномоченный С-й продолжительное время проводил мероприятия по проверке информации, неоднократно отказывал в возбуждении уголовного дела, допускал волокиту и иные нарушения закона.Пользуясь правом, предоставленным ст. 125 УПК РФ, Б. обратился в суд с жалобой на недопустимое отношение к возложенным обязанностям со стороны С-кого и начальника территориального отдела полиции И. в части мотивированного и справедливого разрешения заявления Б., соблюдения установленных законом сроков проверки.В ходе рассмотрения жалобы М-кий районный суд признал бездействие оперуполномоченного С-кого и его руководителя И. неправомерным и нарушающим конституционное право Б. на судебную защиту его прав и интересов.
  2. Ж. направил руководителю Л-кого МСО СУ СК России Ю. письменное обращение с заявлением о преступлениях, совершённых судьями Л-кого районного суда при разрешении гражданского дела, в котором он участвовал. В своём обращении Ж. указал, что он не согласен с судебным решением, считает его предвзятым и не соответствующим закону. Ю. отказал в регистрации обращения и проведении процессуальной проверки, ссылаясь на ведомственную инструкцию № 72 от 11.10.2012 года, предписывающую исключать факты проверочных мероприятий по сообщениям, в которых высказываются предположения о правосудности судебных решений. Об отказе в приёме сообщения и причинах отказа Ю. письменно уведомил Ж. Считая отказ в приёме его сообщения неправомерным, Ж. обратился в суд с жалобой на бездействие Ю. Судом жалоба была оставлена без удовлетворения.

Анализ и обобщение судебной практики, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка и сроков рассмотрения поступающих обращений по фактам преступлений, имеют важное значение. На их основе аналитическими подразделениями правоохранительных органов устанавливаются наиболее распространённые причины допускаемых нарушений и принимаются меры к устранению таковых.

Пример из жизни

В отдел полиции г. Е-ка обратилась гражданка Л. с заявлением о том, что в период ЧЧ-ДД-ММ-ГГ из дворовой постройки, расположенной на территории её земельного участка, неизвестные лица совершили кражу принадлежащего ей телевизора марки «Samsung» стоимостью 6000 рублей.Заявление было принято и зарегистрировано оперативным дежурным в Книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях. Талон, подтверждающий факт приёма обращения, оперативным дежурным был вручён Л. под роспись.

К месту предполагаемого правонарушения была направлена группа сотрудников: следователь, оперуполномоченный, специалист-криминалист.

Следователем были проведены и организованы следующие мероприятия:

  • осмотр места происшествия с участием специалиста-криминалиста и понятых, в ходе которого зафиксированы следы проникновения в дворовую постройку и окружающая обстановка, изъяты вещественные доказательства;
  • письменный опрос потерпевшей Л. с уточнением имеющих значение обстоятельств;
  • истребовано документальное подтверждение факта владения Л. телевизором марки «Samsung» и его стоимость;
  • составлено поручение органу дознания (оперуполномоченному) о проведении мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к краже, и возможных свидетелей происшедшего.

Оперуполномоченным на основании поручения следователя произведены: опрос возможных свидетелей и очевидцев (проживающих по соседству лиц), оперативно-розыскные мероприятия по установлению причастных лиц, которые положительного результата не дали.

По окончании проверочных мероприятий группа вернулась в расположение отдела полиции, где следователем было принято решение обинициировании в отношении неизвестного лица уголовного преследования за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.


Like this post? Please share to your friends:
Leave a Reply

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: