Организация незаконной миграции представляет собой вид общественно опасного деяния, влекущего за собой применение наказания к виновному лицу согласно нормам Уголовного кодекса Российской Федерации. Ответственность за данный вариант преступления предусматривается ст. 322 прим. 1 УК РФ. Глава, содержащая в себе указанную норму, предусматривает совокупность посягательств на порядок управления, что, в свою очередь, создаёт угрозу безопасности страны и её населения.
Что такое миграция?
Определение понятия миграции осуществляется с учётом характера данного явления и представляется в теории, как действие по переселению людей из одной части региона в другую. Более того, любая смена места проживания, будь то другой город или даже страна, должна происходить легально. Незаконная миграция УК рассматривается, как общественно опасное посягательство на общественные отношения той местности, куда человек решил перебраться.
Согласно статистике и судебной практике, действия по незаконной миграции получили широкое распространение, несмотря на ужесточение законов национального и международного уровня.
Существует большое количество миграционных направлений, под которые попадает и Россия.
[bold]Относят к ним следующие:[/bold]
- путь из неблагополучных стран Африки и Латинской Америки в экономически развитые государства, что влечёт за собой приток неквалифицированных работников;
- переезд из одной страны в другую при условии, что эти государства имеют одинаковый уровень развития;
- отток специалистов в Америку и Западную Европу – также ввиду отсутствия подходящей работы по первичному месту проживания;
- отъезд из развитых стран квалифицированных специалистов, что создаёт риск снижения профессионального уровня страны, которую гражданин решил покинуть.
Главной причиной такого развития подобной преступности стала необходимость поиска работы вплоть до международного рынка.
Миграционная служба (МГС) предполагает программы, по которым переезд людей признаётся легальным. Но это порождает вопрос об установлении высокого уровня развития незаконно организованной, самовольной транснациональной миграции. Всё дело в требованиях и условиях, которые предлагает законодатель для получения права проживания и работы в конкретной стране. Для иностранного гражданина исполнение таких требований не всегда возможно. Более того, чаще мигрантом выступает малоимущий, нуждающийся человек.
Предусмотрена ответственность за незаконную миграцию по УК РФ и КоАП. Определение конкретных норм регулирования, санкций и мер принуждения будет зависеть от степени тяжести правонарушения и характера неправомерных действий. Кроме того, следует помнить о международных актах, принятых ООН и иными организациями, созданными для борьбы с нелегалами на межнациональном уровне.
Показатели незаконных действий по миграции граждан различных стран в Россию отражают доклады сотрудников МГС. Газеты также регулярно сообщают о случаях незаконного пересечения границы и проезда через территорию РФ. Однако подобная гласность не побуждает лица приобретать требуемый статус для проживания в чужом государстве.
Состав преступления, объективные признаки
Любое общественно опасное деяние, признаваемое виновным и наказуемым, считается преступлением. Однако для его установления необходима фиксация состава, который предполагает совокупность обязательных объективных и субъективных признаков. Комментарий к ст. 322.1 УК РФ, а также Постановления пленума Верховного суда подробно определяют и описывают каждый из необходимых признаков.
Отсутствие одного из обязательных признаков объективной или субъективной составляющей посягательства ведёт к невозможности привлечения лица к ответственности.
Данное правило распространяется также на случаи административного характера действий.
В соответствии с прим. 1 статьи 322 УК РФ, организация нелегальной миграции требует установления таких элементов, как объект и объективная сторона. Первый элемент отражает общественные отношения, на которые преступник осуществляет своё посягательство. Относительно прим. 1 статьи 322 в УК РФ, объектом будут выступать отношения, связанные с порядком управления государства.
Угроза такому виду отношений может повлечь сопутствующий ущерб. Нахождение в стране лиц, не имеющих на это права, способствует развитию коррупции, беспорядков, порождает необходимость повышения уровня безопасности для граждан России. Для борьбы с этим разрабатываются дополнительные программы контроля над передвижением лиц, особенно при появлении в стране иностранцев и лиц без гражданства.
Второй обязательный элемент – объективная сторона. Она представляет собой выражение посягательства во внешней среде, предполагает конкретные действия, направленные на достижение преступного результата, его последствия.
[bold]Относительно ст. 322.1 по УК РФ, деяние может быть выражено в следующих действиях:[/bold]
- Незаконный въезд в Россию. Данный вариант предполагает, что лицо пересекло границу страны, не имея при себе визы, документов, устанавливающих личность, заполненной миграционной карты. При этом данное действие может быть совершено только иностранным гражданином или лицом, которое не имеет гражданства. Миграция внутри страны из одной городской черты в другую не предполагает таких жёстких требований, особенно для граждан РФ.
- Пребывание в России без законных на это оснований. Когда человек не соблюдает правила регистрации, получения права на временное пребывания, а также не соответствует иным требованиям для иностранца, то его нахождение в стране не может считаться легальным. Преступность чаще всего имеет своё развитие как раз в момент нахождения лица в России, а не по факту его прибытия.
- Нелегальный транзитный проезд через Россию. Лицо, совершающее данное преступление, не имеет права на въезд в государство, которое признаётся сопредельным с Россией. То есть оно незаконно использует территорию РФ, чтобы оказаться в другом государстве, не имея также возможности остановиться в России.
Важен сам факт организации таких действий, отражённый непосредственно в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ.
Она предполагает поиск соучастников, планирование порядка совершения преступления, координацию совершаемых шагов.
Любой состав может относиться к одному из двух видов. Рассматриваемая норма предполагает деяние с формальным составом. Это означает, что для привлечения лица к ответственности достаточно зафиксировать начало преступных действий. Чтобы считать посягательство оконченным, наступления негативных последствий не требуется.
Субъективные признаки
Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение.
Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.
Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье.
[bold]Сюда относят следующие условия:[/bold]
- субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
- возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
- наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.
Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.
Говоря о субъектах, следует помнить о пересечении состава со статьёй 322, поскольку привлекаться будет именно тот, кто пересекает границу, а не организует эти мероприятия.
При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.
Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.
Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.
[bold]Относят к ним следующее:[/bold]
- Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный. От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
- Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия. Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.
В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности.
Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.
Ответственность
Большое количество приезжих иностранцев считают, что российские власти ищут повод «повесить» на них рассматриваемый вариант преступления. Однако это не так. Приток иностранных специалистов, научных деятелей и представителей других профессий приветствуется в России. Но главное условие такого сотрудничества – законность действий со стороны приезжих лиц, а также местных граждан, помогающих зарубежным гостям.
Наказываются как незаконное пребывание в России, так и организация деятельности, позволяющей таким нелегалам беспрепятственно оказаться на территории страны. При этом если иностранцам грозит депортация, то гражданам РФ – уголовное преследование и соответствующие меры ответственности.
По части первой рассматриваемой статьи признаётся деяние средней тяжести, однако, при установлении квалифицирующих признаков посягательство приобретает тяжкий характер.
[bold]К признакам, отягчающим наказание и повышающим тяжесть содеянного, следует отнести следующие:[/bold]
- совершение преступления организованной группой или по предварительному сговору;
- незаконная организация миграционных действий в целях совершения иного преступления на территории России.
Оба признака установлены второй частью статьи, по которой предусмотрено максимально высокое наказание.
[bold]Указанная норма прямо предусматривает несколько вариантов наказаний, содержащихся в санкции статьи:[/bold]
- По части первой. Устанавливается тюремный срок до пяти лет. Возможно применение дополнительного наказания в виде ограничения свободы до двух лет. Данный вопрос решит суд.
- По части второй также предусмотрено лишение свободы. Срок увеличивается до семи лет. Обязательно устанавливается штраф не больше пятисот тысяч рублей. Кроме того, дополнительно допускается применение к виновному мер по ограничению его свободы до двух лет.
Лицо может отбывать наказание совместно с тем гражданином иностранного государства, которому поспособствовало при въезде в страну, если иное не будет предусмотрено международными договорами.
Назначение наказания осуществляется с учётом тяжести совершаемого деяния, намерений лица, последствий, наступивших в итоге. Результат хоть и не играет роли в вопросе привлечения к ответственности, но может повлиять тюремный срок, наличие ограничения свободы и так далее. Кроме того, следует помнить о смягчающих обстоятельствах, которые в каждом конкретном случае могут различаться, а могут вообще не быть установлены, что также влечёт изменение санкций.
Таким образом, рассматриваемый вариант общественно-опасного посягательства представляет угрозу не только конкретному человеку, но и всему государству. Уровень преступности в части нелегального пересечения границы высок и требует дополнительных мер воздействия на организаторов подобных мероприятий, желающих заработать на этом. Указанная статья предполагает жёсткие меры ответственности, не допуская отсутствия наказания в виде тюремного срока.