Неисполнение приказа как совокупность признаков раскрывает статья 332 УК РФ. Кодекс содержит специальную главу о преступлениях против интересов службы. Первым в этой главе указано именно неисполнение командного веления, поскольку игнорирование военнослужащим законного распоряжения его командира нарушает порядок подчиненности и уставных взаимоотношений, установленных на воинской службе. При условии возникновения вреда в результате таких действий к военнослужащему применяются меры уголовной ответственности.
Понятие неисполнения приказа
Узкоспециальные термины, такие как понятие законного приказа, его формы, способы дачи, рамки взаимоотношений, содержатся в отраслевых нормативных актах. В число таковых входят Дисциплинарный и Строевой уставы, Устав гарнизонной и караульной служб и Устав внутренней службы. Принятие и изменение общевоинских уставов подлежит утверждению Президентом РФ.
С точки зрения уголовного закона, неисполнение представляет собой неподчинение законному распоряжению начальника.
Чтобы приобрести черты преступного деяния, само неподчинение военнослужащего должно отвечать ряду признаков:
- Неподчинение последовало от лица, обязанного исполнить поручение в силу вертикальных правоотношений.
- Распоряжение отдано в соответствующем порядке и имеет оговоренную уставом форму – устное распоряжение, письменное поручение или дача инструкций посредством спецсвязи.
- Игнорирование поручения нанесло измеримый ущерб войсковой части.
Обязательность неукоснительного подчинения военачальнику закреплено в ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не допускается обдумывание, обсуждение, произвольное толкование командного веления.
Саботирование полученного распоряжения — это дисциплинарный проступок. Наступление негативных последствий делает проступок уголовным деянием.
Все эти постулаты актуальны для мирного времени. Неподчинение командиру в ходе боевых действий квалифицируется по законам военного времени.
Характеристика состава преступления
Объектом неисполнения приказа является порядок поступления и несения воинской обязанности. Непосредственным объектом выступают отношения воинской подчиненности. Предмет преступления при неисполнении законного распоряжения военачальника отсутствует.
Не исполнить распоряжение командира может только военнослужащий, находящийся в подчиненном положении у лица, отдавшего распоряжение. Возраст уголовной ответственности, применительно к данному составу повышен, поскольку на воинскую службу в РФ поступают по достижению 18 лет.
По конструкции состав преступления материальный.
В структуру объективной стороны законодателем включены следующие элементы:
- непосредственно деяние в виде активного противодействия или уклонения от исполнения поручения;
- последствия деяния в виде существенного ущерба или тяжкого вреда;
- причинно-следственная связь между самим деликатным деянием и наступившими материальными последствиями.
Под существенным ущербом закон понимает нанесение материального ущерба, причинение легкого вреда здоровью, крах мероприятий и срывание выполнения текущих задач военного подразделения.
Причинно-следственная связь, включенная в конструкцию состава, обязывает правоприменителя показать, что намеренное игнорирование приказа явилось определяющим моментом, повлиявшим на неизбежность наступления последствий.
Субъективная сторона может заключаться в прямом или косвенном умысле. Волевой момент умышленной формы вины заключается не только в желании негативных последствий, но и в безразличии к вероятности их наступления.
Квалифицированный и привилегированный составы
Частью 2 ст. 332 УК РФ предусмотрено более опасное для устоев военной службы преступление, влекущее ужесточение санкции.
Квалифицирующих признаков неисполнения приказа два:
- Соучастие в субъектном составе.
- Тяжкие последствия как итог преступных действий.
Законодатель не дает понятие тяжких последствий. Теоретики и правоприменители к таковым относят повреждение, уничтожение, разрушение военизированной техники и боеприпасов, причинение среднего и тяжелого вреда здоровью или смерть, срывание боевой задачи.
Неумышленное неисполнение распоряжения отнесено законодателем к преступлениям только при наличии тяжких последствий как результата проявленной военнослужащим небрежности или недобросовестности. Субъективная сторона состава, предусмотренного ч. 3 ст. 332 УК, заключается в неосторожной форме вины.
Игнорирование со стороны подчиненного может произойти по причине проявленных:
- по преступной небрежности;
- по преступному легкомыслию.
От казуса неосторожность отличает интеллектуальный момент вины: по служебному положению лицо могло и обязано было предполагать получение неблагоприятных результатов собственных действий или бездействия.
Наказание за неисполнение приказа
Неисполнение законного поручения своего командира в любом случае наказуемо.
Нарушение устава подчиненным может повлечь:
- Дисциплинарное взыскание в соответствии с уставом.
- Уголовное наказание при наличии признаков криминального деяния.
Санкция за неосторожное преступление более мягкая, альтернативная и схожа с общим составом. Самое мягкое наказание — арест, самое суровое и длительное по времени — направление на службу в дисбат. Санкция квалифицированного состава, в отличие от общего и привилегированного, предусматривает только лишение свободы.
Отграничение от смежных составов
По внешней стороне самого деяния неисполнение приказа сходно с самоуправством. По конструкции оба состава относятся к материальным. В теории отграничение ст. 332 от ст. 330 УК происходит сразу по нескольким элементам:
- По субъекту (при неисполнении — специальный, при самоуправстве — общий).
- По объекту (для самоуправства — порядок реализации прав и несения обязанностей вообще, для неисполнения распоряжения — только применительно к воинской службе).
На практике термин самоуправства к лицам, состоящим на военной службе, неприменимый.
Несение воинской обязанности регламентируется специальными нормативными актами — воинскими уставами, которые такого понятия не содержат.
Правовые комментарии к ст. 332 УК РФ и судебная практика
Существует несколько источников разъяснений и комментариев нормативных актов. Законодатель издает официальные комментарии, по сути, толкующие нормы права, в части, не раскрытой в законе. Однако юридической силы такие правовые комментарии не имеют и не могут быть приведены в качестве нормативного обоснования в суде.
Так, правовые комментарии:
- Дают понятие приказа, перечисляют формы неисполнения: прямое неповиновение или прямое саботирование действий, предписанных к исполнению.
- Разъясняют, что считается существенным вредом в контексте главы 33 УК.
- Дают понятие интересов службы.
- Раскрывают критерии определения тяжести вреда.
- Указывают момент окончания преступления.
После принятия в 1996 году Уголовного кодекса РФ статья 332 до настоящего времени не претерпела значительных изменений. Также комментарии содержат сравнительный анализ норм Уголовного кодекса РФ и УК РСФСР, имеющий значение для теоретиков права.
Для правоприменителей более ценны толкование новелл законодательства и разъяснение специальных терминов, применяемых в армии.
Процесс применения правовых норм главы 33 УК РФ имеет ряд закономерных особенностей, вызванных наличием специального субъекта преступления:
- расследование ведут специализированные отделения правоохранительных органов;
- разрешение этой категории уголовных дел отнесено к подведомственности военных судов;
- совершение армейцами других преступлений (убийство, разбой, кража), не посягающих на порядок несения военной службы, влечет ответственность в общеуголовном порядке.
Рассмотрение дел в общеуголовном порядке не влечет изменение подведомственности дел. Субъектный состав является определяющим при расследовании и постановлении приговора в суде. Расследование дел с участием военнообязанных отнесено к подведомственности военных органов следствия, разрешение таких дел – к исключительной подсудности военных судов.
Совершение преступления военнообязанными придает специфику самому процессу расследования, сбора доказательств и судебному разрешению дела.
Обращаясь за юридической помощью, необходимо учитывать несколько важных моментов:
- Грамотно проконсультировать по воинским преступлениям сможет юрист, имеющий опыт работы в военной прокуратуре или получивший образование в военном вузе.
- Сам статус военнослужащего может предполагать доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, что существенно сужает круг лиц, способных прокомментировать ситуацию.
- Дела рассматриваются в специальных военных судах, для допуска юриста к участию в процессе могут предъявляться дополнительные условия.
Таковы в целом особенности расследования и рассмотрения дел с участием военнослужащих, в том числе преступное неисполнение приказа.